- 159
- 0
Современные тормозные системы не смогут эффективно работать без идеально ровных дисковых тормозов. Благодаря им не вибрируют педаль тормоза и рулевое колесо, а тормозной путь сокращается до минимума. К примеру, при скорости 120 км/час тормозной путь автомобиля с ровными дисками на 10-20 м короче, чем у автомобиля с дисками кривыми. А чем этот путь короче, тем меньше риска попасть в аварию.
Кроме того, на большинстве автомобилей установлены антиблокировочная система ABS, антипробуксовочная TSC, система стабилизации курсовой устойчивости ESP. Благодаря им во время торможения, разгона или заноса притормаживается то или иное колесо. При работе каждой также используется пара «тормозной диск – колодка». Постепенно оба компонента этой пары изнашиваются. Но если изношен первый, вторая стирается интенсивней. Менять её приходится не через 30-40 тыс. км пробега, как изначально предусматривал производитель, а через 10 тыс. км.
Если заменить колодку, но не проточить диски, первые 200-300 км автомобиль будет тормозить очень плохо. Ведь к новой поверхности новых колодок будут притираться диски с нарушенной геометрией. Чем они изношенней, тем притирка продлится дольше.
Первая причина – перегрев плюс последующее быстрое охлаждение. Энергия движущегося автомобиля – кинетическая. Но вот он тормозит, останавливается, кинетическая энергия преобразуется в тепловую: нагреваются тормоза и, прежде всего, тормозные диски, чья температура, если торможение будет интенсивным, может достигать 500оC.
Нагрев такого диска неравномерен. Сильнее всего он там, где дисковые тормоза контактируют с колодками. На прочих участках нагрев меньше, поскольку они охлаждаются воздухом, а тепло отводится к более холодным частям диска. Всё это приводит к прогибам диска, утолщению его средней части. А далее – к деформации его плоских рабочих поверхностей, неравномерному (волнистому) износу по радиусу, что заставляет автомобиль вибрировать при торможении. Иногда диск коробится. Чаще всего это возникает тогда, когда автомобиль во время интенсивной езды резко попадает колесом в глубокую лужу. Вода быстро охлаждает диск, в результате его «ведёт», так что его рабочие поверхности отклоняются относительно оси вращения ступицы колеса.
Вторая причина – состояние колодок: низкое качество, попадание грязи и песка между ними и тормозным диском либо износ колодок до металла. Иногда колодки не снашиваются окончательно: толщина накладки составляет 4-5 мм, но на краях изношенных дисков уже образовываются «буртики».
Третья причина – коррозия, особенно если речь идёт о дисках задних колёс. Она усиливается при зимней езде: на скользкой дороге не надо прилагать много усилий для торможения, так что задними тормозами почти не пользуются. В итоге диски могут заржаветь. Ржавчина не только заставит их скрежетать во время движения, но значительно уменьшит срок службы колодок, а также эффективность работы задних тормозов.
Повреждённый диск можно заменить, а можно реанимировать, так, чтобы он максимально прилегал к колодке. Процедуру реанимации называют проточкой.
водитель обязательно проверяет тормозной диск, проводя по его поверхности рукой. Как правило, он обнаруживает волны или ступеньки. Именно их приходится протачивать.
Сначала проводится диагностика диска. Он должен быть пригоден для ремонта. Поэтому:
Если повреждения тормозного диска ограничиваются нарушенной геометрией, его демонтируют, затем протачивают на специализированном токарном станке. Проточка тормозных дисков в Минске позволяет максимально отодвинуть срок выхода диска из строя, так что его приходится заменять лишь после 4-5 замены колодок. Однако это не означает, что после ремонта к нему надо относиться небрежно. Наоборот, необходим щадящий режим эксплуатации: в течение первых 40 км резко не тормозить, тем более не заезжать при торможении в лужу, не тормозить в дождь.
Процедура проточки занимает столько же времени, сколько процедура замены колодок. Многие операции там и там идентичны: нужно демонтировать и монтировать колесо, снимать и устанавливать колодку и пр. Но надо учитывать, что диск с ровной поверхностью не повреждает колодку, вплотную прилегая к ней, позволяет более эффективно тормозить, делает движение более безопасным. Поэтому траты на проточку полностью оправданы.